Как стать эффективным? Техника: “Шесть шляп мышления”

Британский психолог Эдвард де Боно разработал особую методику, которая помогает систематизировать и организовать мышление человека, и которая получила название «Шесть шляп мышления».

В тот момент, когда наступает необходимость в принятии важного решения, человек зачастую не может понять, каким образом получить желаемый результат, как соединить в единую систему все позитивные и выгодные стороны и как обнаружить возможные риски. На все эти вопросы может дать ответ метод творчески-логического мышления Эдварда де Боно.

Человеческое мышление представляет собой мощную и сложную структуру. Именно человек разумный является единственным обитателем земли, в котором заложена уникальная возможность испытывать яркие эмоции, в красочных картинах представлять свое будущее, помнить о прошлом, мыслить, создавать, фантазировать.

В таком мыслительном процессе, который к тому же сопровождается эмоциональными переживаниями, впечатлениями, представлениями об идеалах и стереотипах, можно с легкостью заблудиться, в особенности при принятии решений для достижения определенных целей. Техника «Шесть шляп мышления» помогает преодолевать кризисные ситуации и рассматривать их с различных ракурсов.

Суть методики состоит в том, что мышление условно делится на шесть спектров, называемых «шляпами».

6 hatsНаилучший эффект она дает при работе с коучинговыми запросами, поскольку включает образное мышление в сочетании с аналитическим умственным процессом, что в несколько раз усиливает и улучшает результаты. См. подробнее статью Как тренировать позитивные и положительные чувства.

Как работает методика Шести шляп мышления

Использование этой методики на практике осуществляется достаточно просто. Коуч просит клиента представить желаемую цель, сформулировав ее при этом на основании различных критериев, обозначив конкретность, временные рамки, а при необходимости и показатели в количественном выражении. После этого клиент поочередно надевает (буквально или мысленно) шесть шляп, которые соответствуют различным сторонам мышления.

Белая шляпа мышления

Это самый первый головной убор, который означает беспристрастность и объективное мышление. Под белой шляпой человек сосредотачивается на имеющихся данных, старается понять, какая информация отсутствует, где и как ее искать и каким образом применить уже известные факты, чтобы получить желаемый результат.

В это время коуч просит клиента ответить на вопросы: "Какую конечную цель хочет видеть и как ее измерить?", "Каковы факты?”, "Какая информация доступна?".

Красная шляпа мышления

Она отвечает за иррациональное мышление, включающее в себя эмоции, интуицию, предчувствие.

Клиенту предлагается ответить на то, какие чувства у него вызывает поставленная цель? Что говорит внутренний голос? Как интуитивно правильно подойти к решению проблемы? Какие эмоции испытывает от представления о конечном результате? Красная шляпа дает возможность проявить чувства, которые вызваны желаемой целью.

Черная шляпа мышления

Этот головной убор предназначен для выявления негативных сторон, возможных рисков и неясных, подозрительных нюансов.

Клиенту предлагается детально проанализировать то, что может случиться негативного, какие ограничения, как внутри, так и с внешней стороны, могут стать причиной торможения процесса и др. Это позволит здраво рассуждать о слабых аспектах при осуществлении планов и задуматься о том, как их преобразовать в позитив.

метод 6 шляпЖелтая шляпа мышления

Под этой шляпой коуч призывает клиента к оптимизму, чтобы он создал жизнеутверждающее и мажорное видение процесса и представил самые наилучшие результаты, которые он желает получить.

На этом этапе важно, чтобы сформировавшиеся идеи получили дальнейшее развитие. Поэтому клиенту предлагается представить и высказать то, как будут развиваться события дальше? Что произойдет после того, как желаемая цель будет получена?

Зеленая шляпа мышления

Это символ роста и плодородия. Коуч просит клиента в свободной манере и со всеми подробностями рассказать о творческих замыслах, внутренних порывах и душевном подъеме, о том, что нового даст человечеству желаемая цель, какие создаст условия.

На этом этапе мышление ищет иные пути развития, включается творческое созидание, направленное на перемены, приходит вдохновение и конкретизируется вариант достижения результата.

Синяя шляпа мышления

Это последний этап, на котором клиент ответственно подходит к намеченной цели, проявляя себя организатором и руководителем, систематизируя все полученные данные. Под синей шляпой он составляет программу, делает выводы, обобщая наблюдения, информацию и комментарии, подводит итоги.

Главная цель этапа – собрать воедино все данные, полученные под другими шляпами и дать мощную мотивацию клиенту на дальнейшее движение к желаемому результату.

Использование методики «Шесть мыслительных шляп» дает неограниченные возможности в выборе альтернативных идей, образное мышление включает творческий процесс, который в сочетании с логикой приводит клиента к совокупному решению.

Применение этой техники позволяет рассматривать различные аспекты желаемого результата и находить инновационные пути его получения.

Больше о лайф-коучинге читайте здесь.

С любовью, Алла Янсонс