Основную часть досуга современной детворы составляет просмотр видеороликов, фильмов и мультфильмов в сети. Сегодня это самый популярный вид контента и самый влиятельный инструмент для школьников. Однако родители сетуют на то, что за этим занятием дети лишь развлекаются и бесцельно проводят по несколько часов в день...
А что, если совместить приятное с полезным — во время семейного просмотра хорошего фильма для детей не просто отдохнуть у экрана, но и с помощью качественного видеоматериала решить определенные воспитательные задачи?
Современная психология предлагает для этого действенную методику — кинокоучинг. Его смысл заключается в том, что группа людей вместе с коучем смотрит художественный или документальный фильм, а затем все вместе обсуждают, какое информационное и психическое воздействие он оказал на них.
Кинотерапевтический анализ позволяет точно и правильно понять образы и сюжет фильма, разобрать чужие ошибки, извлечь из них урок, чтобы не совершать таких же в собственной жизни. Главным преимуществом кинотерапии является то, что человек гораздо быстрее и лучше поймет проблему и найдет решение, просматривая фильм, чем слушая теоретические рассуждения. Такой подход особенно ценный в воспитании детей, новой формой которого является кинопедагогика — нравственное воспитание личности средствами кинематографии.
Кино, как и литература, театр и др. — это вид искусства, источник знаний о мире и культуре отношений. Качественный и соответствующий возрасту видеоматериал формирует у маленьких зрителей эстетический вкус. Благодаря выразительным средствам кино у ребенка совершенствуются зрительные и звуковые анализаторы, а также образное, логическое, интуитивное и пространственное мышление. Чтобы развивать лучшие моральные качества и положительные черты характера ребенка, родителям не понадобятся назидания и нравоучения. В кино мораль бывает скрыта за увлекательным сюжетом и воспринимается ребенком легко и непринужденно.
Благодаря красивой, качественной картинке, аудио- и визуальным образам, эмоциональным переживаниям во время просмотра фильмов дети полноценно воспринимают мир и осознают себя в нем. Маленькие зрители отождествляют себя с героями, проживают вместе с ними, сопереживают им, составляют представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», на кого равняться и почему, как поступать в той или иной ситуации и т.д.
Чем наполнить открытую детскую душу?
Главная задача заботливых родителей — составить список кинокартин, достойных внимания ребенка и выполняющих воспитательные задачи. Это должны быть интересные, увлекательные, познавательные киноленты в жанре «Детские / семейные фильмы», в которых герои, незаурядные личности, могут стать образцом поведения для зрителя, гарантировать ему получение незабываемых эмоций и впечатлений от просмотра, взволновать юное сердце.
Для нашей семьи примером прекрасного поучительного фильма о доброте, взаимопонимании и великодушии является британская картина «Поллианна» (2003, режиссер Сара Хардинг), снятая по одноименной книге Элинор Портер. Это настоящее методическое пособие для тех, кто хочет быть счастливым, жить в гармонии и научиться видеть позитив в ежедневных событиях.
Главная героиня — воплощение бескорыстной любви, милосердия и душевной щедрости. Поллианна — 11-летняя сирота, отец которой однажды научил ее волшебной «игре в радость». Ее смысл заключается в том, чтобы всегда, в любой ситуации уметь находить повод для того, чтобы поблагодарить судьбу и порадоваться чему-то, даже когда радоваться-то и нечему. Эта игра помогает девочке в трудных ситуациях, которых за ее короткую жизнь случалось немало. И помогает не только ей. Поллианна научила играть в нее всех, кого знала, и постепенно жизнь окружающих ее людей начала преображаться в лучшую сторону...
Привычка чувствовать себя счастливым
Осознанный оптимизм и позитивное восприятие реальности, которые демонстрирует героиня, не «придуманные». История Поллианны правдива, потому что такому отношению к жизни действительно можно научиться.
См. также книга "Выбор в пользу любви. Как обрести счастливые и гармоничные отношения"
Всемирно известный специалист Гарвардского университета по счастью Шон Ачор провел исследование и выяснил, что лишь 10% счастья человека зависит от внешнего мира, тогда как 90% — от его мировосприятия. Зная, что люди гораздо чаще концентрируются на негативе, Ачор разработал специальные упражнения для тренировки мозга, которые помогают закрепить привычку чувствовать себя счастливым.
Ежедневно потребуется лишь 2 минуты для записи на бумаге, компьютере или смартфоне 3 событий, за которые человек благодарен. А чтобы перенастроить мозг и сделать его работу более оптимистичной и успешной, достаточно всего 3 недель. По прошествии этого времени начинает закрепляться новая привычка — искать и находить в мире хорошее, а не плохое.
После просмотра «Поллианны» мы с дочкой остались под сильнейшим впечатлением. Довольно часто в нашем общении при обсуждении тех или событий из повседневной жизни звучал понятный нам обеим вопрос: «А как бы на эту ситуацию взглянула Поллианна?..»
Беседуя с ребенком об увиденном на экране, искренне поинтересуйтесь:
- Какое впечатление произвел на тебя фильм? Какие чувства ты испытывал во время просмотра?
- Какие события в киноленте главные? В чем их смысл?
- Какой момент в фильме запомнился (понравился) больше всего и почему?
- Кто из главных персонажей понравился /удивил? Как бы ты его описал?
- С какими поступками героев ты не согласен? А как бы ты поступил на их месте?
- Что нового ты узнал из фильма? В чем смысл показанного сюжета?
- Какая тема тебя особенно взволновала?
- К чему призывает сам фильм? Что важного ты возьмешь себе на заметку после просмотра? и др.
Ответы на эти вопросы помогут ребенку лучше понять увиденное, свои эмоции и себя.
Общие впечатления, переживания и воспоминания сближают, укрепляют отношения между родителями и детьми, делают их близкими и доверительными. Совместный просмотр фильмов может стать доброй семейной традицией, которая будет помогать взрослым грамотно и правильно воспитывать детей, в т.ч. и в период карантина.
См. также статью "Закон Природы – Окружение"
С любовью, Алла Янсонс