При просмотре фильма у человека возникают самые разнообразные эмоции, которые вызваны его отношением к персонажам, к особенностям их характера, к тому, как они ведут себя, как общаются между собой и т.д. В это время происходит идентификация (отождествление) наблюдателя с одним или несколькими героями, образуется эмоциональная связь между ними, что приводит к внутреннему бессознательному или осознанному принятию зрителем в свою реальность экранного героя, его поведения, моральных и нравственных ценностей. И человек начинает открыто или подсознательно подражать увиденным персонажам.
Эмоции при просмотре фильма
Подобный процесс происходит не только во время просмотра кинофильмов, он является основополагающим в формировании психики и эмоционального состояния. Его влияние, главным образом, осуществляется в сенситивном возрасте человека, то есть в детстве. Именно через идентификацию, когда один человек принимает ценности других людей, и происходит воспитание и формирование личностных черт характера.
В начале 1990-х годов нейробиолог из Италии Джакомо Ризолатти открыл зеркальные нейроны и выдвинул теорию, которая объясняет процесс идентификации с точки зрения нейробиологии. Информация, которая поступает в мозг, обрабатывается зеркальными нейронами и у человека возникает та же эмоция, которую он только что увидел. Именно поэтому в депрессивном состоянии и людям с повышенной чувственностью не рекомендуется смотреть фильмы в жанре ужасов и негативные новости.
Кинофильм можно назвать «зрительным активатором» нейрофизиологической структуры человеческого организма. Все действия и сюжеты, происходящие на экране, активизируют нервные клетки (зеркальные нейроны), которые отражают увиденное. В результате пробуждения этих клеток и отражения ими чужого поведения или движения у зрителя возникает ощущение того, что он сам совершает все происходящие в фильме действия.
Но кроме моторных нейронов, отвечающих за действия, в организме существуют и эмоциональные зеркальные нейроны, реагирующие на то, что вызывает эмоции: жестикуляции, мимику, позирование и т.д.
Таким образом, эмоции становятся «заразными», то есть, если человек видит улыбку, в его мозгу пробуждаются зеркальные нейроны, отвечающие за эмоции, которые вызывают ответную реакцию и аналогичное ощущение. И это всего лишь нейробиологическая часть сложного психофизиологического взаимодействия человека с окружающей средой, но она дает понимание происходящих процессов, оказывающих влияние на психическое состояние. С этой точки зрения можно судить и о влиянии художественных, документальных кинофильмов на психику человека: на его настроение, мнение, мотивирование, мыслительный процесс, появление других убеждений, желание меняться самому и менять что-то в своей жизни и тому подобное.
Как человеку может быть полезен кинокоучинг:
- оказание помощи человеку в том, как стать успешней;
- развитие более гармоничной личности;
- обогащение новыми эмоциями и манерами поведения;
- изучение различных методов в построении счастливых отношений;
- нахождение увлечений и хобби, приносящих удовольствие и удовлетворение;
- оказание помощи в изучении того, каким родом деятельности человек хотел бы заниматься.
Кроме этого, кинокоучинг поможет стать хорошими родителями, грамотно и правильно воспитывать детей, делая их счастливыми и жизнерадостными.
См. Кинокоучинг с Аллой Янсонс в июле 2020 г.
С любовью, Алла Янсонс