синдром отличника

Синдром отличника - проверьте ребенка и узнайте, как избавиться!

Статья посвящена родителям, мечтающим о хорошей успеваемости своего ребенка в школе. Общеизвестная статистика говорит: дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными, изворотливыми в реальной жизни, и в конечном итоге становятся более успешными, чем отличники. В итоге получается, что, превращая ребенка в отличника, он теряет те качества, которые будут необходимы ему для успеха во взрослой жизни? Чем реально опасен синдром отличника, как избежать его негативных последствий?

Давайте подумаем, каким качеством должен обладать ребенок, чтобы быть успешным в современной школе, и почему оно может стать тормозом во взрослой жизни. Такое свойство в народе называют “синдром отличника”. И значит это только одно - делать все “правильно”.

Отличник - это человек, который придерживается определенной планки во всем. Существует некая ментальная высота в понятии используемых школьных стандартов, ниже которой ребенок считает недопустимым опуститься, и он будет прикладывать все силы, время, энергию, чтобы удержать этот заданный учителями уровень (рекомендую также статью: "Ребенка обижают в школе - как понять, где на самом деле проблема?").sindrom otlichnika

  • Выучил заданное количество информации?
  • Воспроизвел почти все, что услышал на уроке?
  • Решил задачу по установленной схеме?

Молодец! Получи вознаграждение в виде оценки.

Отметка становится символомправильности

и дает маленькому человеку ощущение, что важен не результат, а соответствие работы некому стандарту. Ребенку прививается “правильность”. Все кругом утверждают, что он хороший тогда, когда делает все безупречно. И это остается с ним даже тогда, когда он вырос из коротеньких штанишек, стал взрослым дядей или тётей. Хотя в жизни-то никто оценок уже не ставит, но важность следования принципу “я сделал правильно” остается навсегда!

Как это проявляется во взрослой профессиональной деятельности? К примеру, руководитель задает подчиненному-отличнику сделать отчет. Тот начинает стараться изо всех сил, чтобы отчет кроме точности еще и, например, презентабельно выглядел (все буквы и цифры соответствующего размера, все строчки красиво и гармонично sindrom-otlichnikaсоотносились и т.п.). Словом, человек с синдромом отличника потратит массу сил и времени собственно не на поставленную задачу, а на “правильность” отчета в далеко не нужных смыслах. То есть масса энергии расходуется на второстепенные критерии и оценки выполненной задачи.

Как от этого избавиться? Только одним способом -

начать через силу концентрироваться на главном.

Если у вас есть подозрение на присутствие в себе синдрома отличника, придется привыкнуть приступать к любому делу в следующем порядке:

  • определите количество времени, требуемого для исполнения задачи;
  • разделите его на три (сильнее синдром - на больше делим);
  • выложитесь на 100%, чтобы потратить не более укороченного времени.

При такой последовательности вы автоматически, помимо своей воли, будете вынуждены задать себе вопрос: “А что, собственно, нужно?” - и, как следствие, сконцентрируетесь на самом важном, то есть конечном результате. Если вам самостоятельно не удается такая концентрация, то возможно вам необходима консультация психолога.

А вообще, ребенок-отличник - это практически всегда результат проявления комплексов неполноценности родителей. Подумайте над этим. Рекомендую также статью: "Как заставить ребенка делать уроки, не портя себе и мужу нервы?"

 Попробуйте это сделать прямо сейчас, Алла Янсонс